Друзья-коллеги
Не секрет, что музыканты, в большинстве своем люди амбициозные и честолюбивые, ревниво относятся к своим коллегам — как к конкурентам. Разумеется, особо это распространено в эстрадной среде. Однако и джазовым музыкантам чувство соревновательности тоже вполне присуще. Тем более удивительны примеры дружбы и творческого сотрудничества с коллегами, которыми богата биография «Фонографа» и Сергея Жилина. Игорь Бриль — легенда российского джаза, его проповедник и гуру. Педагог, воспитавший десятки превосходных музыкантов. Блестящий мастер импровизации, автор потрясающей, новаторской музыки. На юбилейном концерте в честь 60-летия мэтра Сергей Жилин исполнил «Сент-Луис блюз». Но сделал это своеобразно, построив свою композицию аналогично знаменитой пьесе Игоря Бриля «Путешествие в блюз».
Игорь Бриль также неоднократно принимал участие в концертах «Фонографа». И хотя оба музыканта принадлежат к разным поколениям, надо видеть, с каким уважением они относятся друг к другу, как интересно им общаться и делать музыку вместе.
Еще один «патриарх» отечественного джаза — пианист и бэнд-лидер Борис Фрумкин, много лет работавший (и возглавлявший) ансамбль «Мелодия». Сергей Жилин с юности восхищался великолепной фортепианной техникой Бориса Фрумкина, слушал его пластинки. Спустя много лет, когда они познакомились, сложился дуэт, вышла совместная пластинка — «Соло в четыре руки». Летом 2006 года на концерте в городе Сочи в Зимнем театре Жилин и Фрумкин — помимо сольного исполнения — представили публике фрагменты этой дуэтной работы.
В конце апреля 2008 года «Фонограф-Джаз-Квартет» принял участие в юбилейном вечере Анатолия Кролла, посвященном 65-летию Анатолия Ошеровича и 50-летию его творческой деятельности. Руководитель «Фонографа» знаком с юбиляром давно. Анатолий Кролл — признанный мастер оркестрового и фортепианного искусства. Помимо собственно работы с оркестром, Анатолий Ошерович давно занимается организацией джазовых фестивалей, концертов в рамках серии «Карнавал джаза», а как председатель комиссии эстрадно-джазовой музыки в Союзе композиторов курирует джазовую жизнь Москвы и всей России. Предложение об участии в юбилейном концерте музыканты «Фонографа» приняли с радостью, посчитав за честь выступить для знаменитого именинника.
А чуть ранее — осенью 2007 года — Сергей Жилин стал продюсером и художественным руководителем концерта, посвященного памяти Юрия Сергеевича Саульского и 55-летию его творческой деятельности. Два отделения юбилейного вечера в Театре эстрады были составлены из произведений Юрия Сергеевича. При подготовке концерта музыканты открыли для себя доселе мало им известные стороны творчества композитора — многие знали его как автора популярных и джазовых произведений и гораздо меньше были знакомы с академической, оркестровой и эстрадно-симфонической музыкой Юрия Саульского.
«...Это был не только концерт-коллекция, в котором было показано буквально все оригинальное творчество Ю. Саульского. Было и много интереснейших придумок „от Сергея Жилина“, как, например, уникальный квартет пианистов, исполнивших изобретательную, полную юмора аранжировку знаменитой песни „Черный кот“ и многое другое. Особенно хочется отметить роль коллектива, который стал основой всего творческого вечера „Юрий Саульский — 55 лет творческой деятельности“. Это „Фонограф-Симфо-Джаз“ под руководством С. Жилина, блистательно и профессионально безупречно проведший этот столь важный и значительный для культуры Москвы вечер„.
Народный артист России, композитор, дирижер,
пианист Анатолий Кролл
“...Создание современного концертного оркестра, обозначаемого чрезвычайно емким понятием „симфоджаз“ — задача невероятной сложности. Таких высокопрофессиональных — а иначе к „симфоджазу“ нельзя и приближаться — коллективов единицы не только в нашей стране, но и во всем мире. Среди малого числа существующих сегодня таких коллективов „Фонограф-Симфо-Джаз“ — явление особенное. Ярким событием музыкальной жизни Москвы стал в 2007 году концерт, посвященный творчеству знаменитого российского композитора Юрия Саульского. Публика восторженно принимала блестяще исполненные оркестром фрагменты балета „Сеньора из Валенсии“, разноплановые „Каприччио“, „Старый бульвар“, „Джазовую сюиту“ и широко известные песни „Татьянин день“, „Тополиный пух“, „Не покидает нас весна“, „Черный кот“ и вообще каждое прозвучавшее произведение программы. Еще в 80-е годы Юрий Сергеевич Саульский обратил внимание на блестяще одаренного молодого музыканта Сергея Жилина. И не ошибся. Теперь Сергей Жилин, заслуженный артист России, пианист, дирижер, композитор, аранжировщик, организатор и руководитель высококлассного и многопрофильного „Фонографа“, — один из самых известных российских музыкантов».
Татьяна Саульская-Карева,
музыковед, журналист, кандидат философских наук,
из очерка «Практика концертных оркестров мира»,
подготовленного для публикации в энциклопедии
«Современное музыкальное искусство европейских стран»