Этот альбом - признание в любви к джазовой музыке 70-х, в которой причудливым образом сплелись не только идиомы джаза и рока, но также ритм-энд-блюза и фанка, популярной и диско-музыки и даже "легкого" (smooth) джаза.
Этот диск, который немного амбициозно называется "Сила джаза", не связан какой-то одной идеей, стилем или композиторским именем. Между тем - эта работа по-своему очень цельная и внутренне гармоничная. Что же объединяет все композиции, представленные на альбоме? В чем сила, джаз?
Прежде всего - это исполнительская манера Сергей Жилина. Компоненты его пианистического и - шире - музыкального стиля весьма разнообразны. Но даже общеупотребительная джазовая лексика у Сергея Жилина звучит почти всегда индивидуально и узнаваемо.
А еще этот диск демонстрирует великолепную ансамблевую дисциплину и музыкальную оснащенность всех, кто принимал участие в его записи. Состав ансамбля немного необычен для "Фонографа". Это - не оркестр, но комбо - камерный мобильный коллектив, который помимо лидера-пианиста и ритм-секции включает небольшую духовую группу. И, как утверждает сам Сергей Жилин, стилевая доминанта диска - джаз-рок и латиноамериканский джаз.
На этом диске довольно полно представлено и композиторское творчество Сергея Жилина. Это несколько пьес, большинство из которых было сочинено довольно давно. Но - как это случается со многими известными джазовыми стандартами - они со временем не потеряли своего музыкального обаяния и привлекательности!
Например, пьеса "После дождя" прямо таки расплывается в счастливой улыбке. И кажется, что все проблемы в жизни будто бы уже решены. Стилистика американского smooth джаза здесь очень удачно скрещивается с интонационным языком советской инструментальной "легкой музыки". Такого рода композиции в свое время часто служили фоном к полным оптимизма отечественным фильмам и телепередачам.
Композиция "Перед тем, как расстаться" тоже образец советского фьюжн-джаза с легкими латиноамериканскими отсылками в ритмике. При этом главные мелодические мотивы этой пьесы - очень рельефные и потому запоминающиеся.
Впрочем, источники вдохновения для данных пьес этим не ограничиваются. Не случайно "После дождя" посвящена Дейву Грузину, а "Перед тем, как расстаться" - Чику Кориа.
"Таврида бэй" - вещь более сложная, которая начинается с традиционного шаффла, проходит через выверенное до нотки соло саксофона и довольно причудливое соло клавишных. Атмосфера жаркой пляжной релаксации здесь присутствует, хотя в центре пьесы - эпизод, который мог бы стать звуковой дорожкой к какому-нибудь отечественному детективу или даже "хоррору". Но, впрочем, все заканчивается благополучно. За джаз-рок здесь отвечает соло гитары.
Кстати говоря, и в других пьесах на этом альбоме гитарные соло выделяются мощнейшей динамикой и идеальным чувством разных стилей. Например, в композициях "Slow body poppin" или в финальной "When уоu leave", но особенно - в знаменитой пьесе Чика Кориа "Spain", где гитара звучит нежно, загадочно и очень проникновенно. Впрочем, соло и у других инструментов записаны на этом диске практически идеально, в том числе эффектный гитарный слэп у бас-гитары ("Rio Fank"), энергичные вставки у барабанов в разных пьесах, работа перкуссии в "латиноамериканских" композициях альбома.
На этом альбоме очень любопытно познакомиться с той частью пианистического арсенала Сергея Жилина, которая тесно связана со звучанием электронных клавишных. Выбор тембров, технических "примочек", фактурных приемов, особые интонационные "повороты" в сольных фрагментах, оригинальное строение аккордов - все это демонстрирует еще одну грань таланта Сергея Жилина, которую трудно представить публике на обычном рояле.
Короче, на вопрос - "в чем, сила, джаз?", на этом альбоме есть ответ. В - разнообразии, свободе и конечно - мастерстве!