Джаз безграничен. Ни в одном другом стиле современной музыки нет такого простора для эксперимента и неожиданного прочтения музыкальных форм, ошибочно или намеренно называемых «стандартами». Новая программа «Фонограф Джаз-Квинтет» под управлением Сергея Жилина - «Мамбо-джаз» как раз и заставляет задуматься об относительности термина «стандарты», применительно к современному джазу в целом, а также к творчеству этого коллектива - в частности.
Восемь композиций. Все авторы хорошо знакомы любителям джаза.
Был ли в расстановке композиций какой-то особый смысл, или их порядок определялся по вдохновению, «озарению свыше», но подобного, тщательно спланированного, захватывающего дух и заставляющего забыть про дела, музыкального путешествия, уверены, вы не совершали давно! Стилистически – основу программы составляют классический джаз-рок, фанк и фьюжн-обработки латиноамериканских ритмов. Фактически – это 45-минутная динамическая музыкальная медитация.
Все начинается с отстранено-вкрадчивой, задающей тон всей программе композиции Чика Кориа (Chic Corea) – Samba L.A. Композиция «Перед тем, как расстаться» Сергея Жилина очень точно стилистически и композиционно продолжает настроение, заданное в первой вещи. И вдруг – взрывная, виртуозная, завораживающая, как ритуал шаманов от музыки, композиция группы Baked Potato. Десятиминутное следование Ритму и Импровизации. Эмоциональный взрыв и … радуга «После дождя» (еще одна композиция Жилина). Филигранное, как кружево сплетение перкуссии, баса и клавишных. Нежный позитив и психологическая релаксация. И все лишь затем, чтоб перевести дух перед погружением в атмосферу под названием Rio Funk.
Трудно сказать, насколько точно автор музыки Ли Ритенур (Lee Ritenour) по прозвищу «Капитан Пальцы» (Captain Fingers) передал пульс необычного музыкального явления в мире бразильской музыки, называемого «байя фанком» и «фанко неуротико», но вот музыканты квинтета в этой композиции выложились «на все сто». Яркие импровизации и точное чувствование партнера – эти качества заставляют говорить о «Фонограф-Джаз-Квинтете», как о высоко профессиональном джазовом коллективе. Две композиции Билли Кобэма (Billy Cobham) – Slow Body Popping и Go For It дают в полной мере возможность прочувствовать этот профессионализм. Каждого из участников квартета можно слушать в отдельности. Слушать и заслушиваться.
И хотя главное правило музыкальных гурманов – не переедать, тот факт, что звучит последняя композиция, ощущаешь не сразу, так силен соблазн продолжать путешествие в мир импровизаций и особого восприятия музыки, присущего коллективу. Виртуознейшее соло на фортепиано в последней композиции Сергея Жилина «Когда ты уйдешь» – экспрессивное и яркое – ставит жирную и очень логичную точку в этом путешествии.
В 2007 году фирмой «Мелодия» проект «Мамбо-Джаз» был выпущен на CD.
Концерт хочется переслушивать, заново переживая необычное и сильное по эмоциям путешествие. И в этом еще одно отступление от стандартов. В этом безграничность джаза.