На этой пластинке оркестр «Фонограф-Симфо-Джаз» под управлением заслуженного артиста России Сергея Жилина записал две оркестровые композиции в жанре, который раньше назывался «попурри», а сейчас именуется модным словом «мегамикс». Компиляция из популярных тем, нанизанных на общую композиционную и ритмическую схему, - жанр, хорошо известный с восемнадцатого века. И - востребованный в столетии нынешнем.
Отдельным бонусом на диске представлены знаменитые произведения русской музыки. И если «Полет шмеля» Римского-Корсакова и «Танец рыцарей» Прокофьева сделаны оркестром в стиле традиционных эстрадно-симфонических аранжировок, то фортепианная прелюдия соль минор Рахманинова и «Русский танец» из балета «Петрушка» Стравинского звучат практически в оригинале (в пьесе Рахманинова очень корректно подключается оркестр, но без ритм-секции). А это значит, что «Фонограф-Симфо-Джаз» сегодня с успехом исполняет и классические оркестровые партитуры. Таков его творческий диапазон.
Записанная на пластинке музыка реконструирует - уже на новом этапе - интереснейшую европейскую традицию, которая ведет свою историю c эпохи барокко. Достаточно вспомнить самые знаменитые ее образцы: «Музыку на воде» и «Музыку королевского фейерверка» Георга Фридриха Генделя. Это голоса пленэра, звучание открытых пространств, как бы сейчас сказали - open air, сопровождение роскошных придворных празднеств и умопомрачительных фейерверков.
Спонсорами таких партитур в прежние времена выступали королевские дворцы и аристократические семьи. А сегодня главным заказчиком подобного рода музыки становится государство.
В России - начиная с Петра I - фейерверки и салюты демонстрируют как своим подданным, так и «зарубежным партнерам» всю мощь и красоту империи. Фейерверк - это величественный имперский монолог на языке света и звука, аллегория властной силы, а музыка - один из главных способов ее эмоционального волеизъявления. И превосходный способ объединить - хотя бы на мгновение - людей свободных и подневольных, бедных и богатых, образованных и непросвещенных...
Создать современно звучащую «музыку на воде», «музыку фейерверков» и вообще «музыку городских праздников» - сложная задача для любого коллектива. Оба оркестровых мегамикса, а также аранжировки классики сделаны коллективом Сергея Жилина по заказу верховной российской власти и в связи с важными событиями в международной и культурной жизни страны. Первый мегамикс - для красочного шоу, прошедшего 8 сентября 2012 года во Владивостоке во время саммита АТЭС. Второй - для грандиозного мультимедийного представления в рамках культурной программы встречи глав государств двадцати крупнейших экономик мира 5 сентября 2013 года в Петергофе. И наконец - русская классическая музыка звучала в церемонии открытия чемпионата мира по легкой атлетике в Москве 18 августа 2013 года.
Беря на вооружение все доступные художественные средства - от джаза до классики, от рока до современной эстрады, электронику и акустические инструменты, используя популярные, но очень выразительные мелодии, музыка эта воссоздает в звуке поэтику громадного открытого пространства. Она идеально синхронизируется с игрой света, лазерной графикой, пиротехникой, видеомэппингом, архитектурой, осмысленным движением людских потоков. И даже не видя картинки, мы, слушая эти пьесы, легко можем вообразить себе тот грандиозный визуальный ряд, который сопровождал их звучание в бухте «Золотой Рог» во Владивостоке, на фоне дворца в Петергофе и на большой спортивной арене олимпийского комплекса «Лужники» в Москве.
В каждом из мегамиксов создателям удалось органично объединить очень разную музыку: «Битлз» и Бетховена, Сен-Санса и Леди Гагу, «Роллинг Стоунз» и Чайковского, Стиви Уандера, Моцарта и Майкла Джексона... И в результате получились пьесы абсолютно новаторские по своему размаху и свободе обращения с исходным музыкальным материалом, дерзкие и эффектные. А композиции Римского-Корсакова, Рахманинова, Прокофьева и Стравинского обрели колоссальный акустический масштаб и поистине «сверхзвуковую» динамику.
Подобного рода сочинения нередко остаются неприметными эпизодами в музыкальных анналах.
Но иногда они переживают и свое время и те поводы, по которым были созданы. Оба мегамикса и обработки русской классики в исполнении оркестра «Фонограф-Симфо-Джаз» уже отделились от событий недавнего прошлого и живут сегодня собственной художественной жизнью - в концертах, телевизионных программах и вот - теперь и на пластинке.