«В созвездии Оскара Питерсона»
Так уж получилось, что Оскар Питерсон — может быть, со времен его неудачного визита в СССР — стал самым любимым и почитаемым в нашей стране джазовым пианистом.
Во всяком случае, в России сегодня очень мало пианистов (в том числе и «классических»), которые бы не прошли через увлечение искусством канадского мастера.
Это в полной мере относится и к Сергею Жилину.
В 1997 году состоялся концерт, который был назван «В созвездии Оскара Питерсона». В нем участвовали лучшие пианисты страны — Игорь Бриль, Даниил Крамер, Андрей Разин. Сергей Жилин был организатором и вдохновителем этой программы.
И хотя в концерте звучала самая разная музыка, искусство Оскара Питерсона стало своего рода «общим знаменателем» всей программы.
«Его импровизации, — писал музыковед Владимир Фейертаг о выступлении на этом концерте Сергея Жилина, — полны цитат, да и собственные фразы выстроены в духе знаменитых на весь мир питерсоновских завихрений. И нет ничего удивительного в том, что музыкант верен стилистике Питерсона. Последний был и остается столпом фортепианного джазового исполнительства, образцом технического совершенства и неугомонной импровизационной фантазии».
В концертном зале имени Чайковского выступили малые составы: трио, дуэты — Игорь Бриль и Алексей Кузнецов, Валерий Киселев и Евгений Печников, Андрей Разин и Игорь Иванушкин. Но в конце программы, во время исполнения композиции «Милая Джорджия Браун», Сергей Жилин решил постепенно выпустить на сцену всех артистов. Когда трио Жилина прощалось с публикой, после соло барабанов зазвучало соло пианиста (Сергей Жилин). В какой-то момент за второй рояль напротив незаметно, в полумраке, подсел Андрей Разин и подхватил мелодию. Когда свет сфокусировался на нем, за первый рояль вместо Жилина столь же неприметно сел Даниил Крамер, затем вступил Алексей Кузнецов с гитарой, потом — Игорь Бриль. Затем вышло трио, потом вся ритм-секция, грянули в четыре руки пианисты... А на последних аккордах неожиданно для зрителей впервые за весь концерт появилась вся духовая группа «Фонограф-Джаз-Бэнда». Это стало эффектной и убедительной кодой всего вечера.
Тема Оскара Питерсона еще раз прозвучала в 1988 году — на фестивале в Ставрополе, где в составе трио была сыграна программа «Посвящение Оскару Питерсону». И еще через год — в Москве в зале Чайковского. Это было уже сольное выступление «Фонограф-Джаз-Квартета». Спрашивать «лишний билетик» начинали еще на эскалаторе метро. Впрочем, Сергей Жилин склонен объяснять такой ажиотаж в первую очередь магическим именем самого Питерсона.
Программа «Посвящение Оскару Питерсону» стала очередным концертным альбомом «Фонографа».