«Лундстрем-блюз»
В 1994 году знаменитому оркестру Олега Лундстрема — старейшему в мире биг-бэнду — исполнилось 60 лет. В концертах фестиваля, который был посвящен этой дате, участвовали все самые знаменитые российские джазовые музыканты — Алексей Козлов, Игорь Бриль, Герман Лукьянов, приехавший из Америки Игорь Бутман и многие другие. Выступали и американские «звезды» — в том числе флейтист и саксофонист Лью Табакин, певица Дебора Браун. Были представители от «Книги рекордов Гиннесса» — ведь даже среди американских джазовых оркестров нет таких «долгожителей», как оркестр Олега Лундстрема. Программа концертов оказалась очень насыщенной. И организаторы вначале предложили «Фонографу» играть не на основной сцене фестиваля в концертном зале «Россия», а в Центральном доме работников искусств — на джем-сейшне. Такое развитие событий поначалу расстроило Сергея Жилина. Но обижаться он не стал, а предложил послушать свою программу Юрию Саульскому, возглавлявшему комитет по подготовке юбилея. Юрий Сергеевич послушал, и в результате выступление «Фонографа» перенесли на основную сцену фестиваля. В исполнении фортепианного трио (бас, ударные и рояль) музыканты подготовили «Фиесту» Чика Кориа, а автором второго произведения был сам руководитель «Фонографа». Но у пьесы еще не было названия. Когда Юрий Сергеевич узнал об этом, то предложил Сергею поименовать композицию просто — «Лундстрем-блюз». Именно под этим названием и состоялась ее премьера — на втором Московском международном джазовом фестивале 1994 года. Олег Леонидович Лундстрем посвящение оценил и после концерта поблагодарил автора.
Кстати, в «Лундстрем-блюзе» проявились и характерные особенности композиторского дарования Сергея Жилина. Это умение создать яркую, энергичную и вместе с тем лаконичную джазовую тему. Точно распределить во времени ее гармоническое и фактурное развитие. И после первой кульминации, когда, казалось бы, все ресурсы музыкального развития уже исчерпаны, вновь — уже на новомуровне импровизации — «прорваться» к кульминации главной. Без лишних «музыкальных слов», без назойливых повторений, но с какой-то невообразимой эмоциональной и исполнительской энергетикой.
А для Сергея Жилина участие в крупнейшем по тем временам джазовом фестивале оказалось очень важным и символичным. Он впервые попал в российскую джазовую элиту. И выступил там абсолютно на равных с признанными мэтрами и мастерами.
Эта история скорее всего в недалеком будущем будет иметь продолжение — Сергей Жилин планирует записать пластинку, посвященную Олегу Леонидовичу Лундстрему и его оркестру. И называться она будет — «Лундстрем-блюз».