Сперва-то казалось странным, что худрук грандиозного биг-бэнда на полсотни персон «Фонограф» Сергей Жилин не захватил на гастроль в Мурманск парочку музыкантов ритм-секции - ударника и контрабасиста. Особенно когда в начале концерта он вышел на сцену один-одинешенек и начал наяривать поочередно на двух фортепиано попурри из старинных рок-н-роллов, буги-вуги и твистов.
Кстати, в этом попурри прозвучала и мелодия Андрея Петрова «Эй, моряк» из кинофильма «Человек-амфибия» 1961 года - самый первый твист в советской музыке! Именно в 1961 году американский композитор Чебби Чеккер придумал этот танец и стал популяризировать его в видеороликах. Помните кинофильм «Кавказская пленница» 1966 года? Там Бывалый в исполнении Евгения Моргунова дословно цитирует метод обучения Чебби Чеккера: «Один окурок тушите левой ногой, второй - правой, а теперь обеими ногами вместе…».
После такого искрометного вступления вроде бы неожиданно прозвучала пьеса Дейва Брубека «Dziekuje» (название в оригинале на польском языке «Спасибо») из альбома 1958 года «Jazz Impressions of Eurasia». Ее великий джазовый пианист посвятил матери - страстной поклоннице Фредерика Шопена, а сам музыкант рассказывал, что в Варшаве польская аудитория встретила пьесу молчанием, но потом взорвалась овацией.
Именно так произошло и в мурманской аудитории, что позволило Сергею Жилину произнести вслух давно вынашиваемую идею: «Не стоит резко разделять хорошую музыку на джаз, рок и классику». Возможно, лучшим подтверждением этой мысли стали в его исполнении пьесы джазовых пианистов Чика Кориа «Фиеста» и Оскара Питерсона «Баллада любви», стирающие тонкую грань с классической музыкой.
Подтвердил концепцию мурманского концерта и вышедший из-за кулис пианист Александр Симканич, исполнивший соло полуклассический «Вальс» джаз-пианиста Билла Эванса. Дуэтом же Симканич и Жилин лихо сыграли фрагмент из музыки к кинофильму «Мы из джаза» - рэгтайм Анатолия Кролла «Улыбка старой Москвы», который, по большому счету, стал роскошной импровизацией на тему пьесы «We Have No Bananas» пианиста Джо «Фингерса» Карра из альбома 1959 года «Honky Tonk» (британское издание, в Канаде и США он вышел в том же году под другим названием).
Любопытно, что в 2010 году Сергей Жилин уже исполнял в Москве этот рэгтайм дуэтом на двух роялях с автором, но сегодня он уместно напомнил, что через месяц замечательному джазмену Анатолию Кроллу стукнет уже 75 лет.
Вот тут-то и начались музыкальные аттракционы. На сцену вышел третий пианист - Александр Златин. С ним Жилин изваял дуэтом изящную музыкальную статуэтку по мотивам «Summertime» Джорджа Гершвина - самой исполняемой композиции на мировой джазовой сцене.
Ну и, наконец, появилась четвертая пара рук, принадлежащая 10-летней пианистке Лере Базыкиной. Девочку на гастролях по России сопровождает мама Ольга Алексеевна, между прочим, дирижер-хоровик, а слово «вундеркинд» в семье под запретом. В прошлом году Лера уже блеснула на этой же сцене, когда Сергей Жилин приезжал в Мурманск, чтобы провести конкурс среди юных заполярных дарований. Призом для 85 конкурсантов от 6 до 17 лет была поездка в Москву на стажировку в детской джазовой студии «Фонографа», а шестеро действующих студийцев тогда дали в филармонии концерт.
На этот раз мне довелось стать свидетелем, как за кулисами одна из победительниц прошлогоднего конкурса - Мария Стрига, нынешняя десятиклассница из Североморска, бросилась на шею Александру Симканичу. Почти год не виделись! Прошлым летом выпускница фортепианного отделения Североморской музыкальной школы целую неделю упражнялась в Москве с педагогом джаз-студии «Фонограф», а теперь перешла на эстрадное отделение своей музыкалки.
Но вернемся в зал. Дуэтом Лера Базыкина и Сергей Жилин исполнили старинную мелодию Скотта Джоплина «Артист эстрады» - самый первый рэгтайм, который 30 лет назад Сергей Жилин услышал в исполнении Раймонда Паулса.
В 2011 году к 75-летнему юбилею композитора Паулс и Жилин сыграли дуэтом в Москве импровизацию на тему песни «Полюбите пианиста». Теперь же Мурманск поразил квартет пианистов, изумительно разложивших по косточкам эту же мелодию для восьми рук на двух роялях. Справедливости ради стоит упомянуть, что в природе существует концертирующий квартет американских пианистов, играющих в восемь рук (в 2010 году они выступали в Москве). Но «питомцы гнезда Жилина» не просто аранжировали мелодию Паулса для четырех исполнителей, но по ходу пьесы менялись позициями, переходя с места на место, и вызвали шквал аплодисментов.
Четвертый раз Сергей Жилин приезжает в Мурманск, но где это видано, чтобы на обоих концертах, данных с перерывом в час в Большом зале филармонии далеко не самого крупного областного центра, все билеты были проданы?