Сергей Жилин: «Путь в высшую лигу был сложным»
Сергей Жилин за роялем - зрелище впечатляющее. Энергия, бьющая через край, находит выход в стремительных пассажах импровизаций, которые, кажется, рождаются прямо под пальцами, едва те касаются клавиш. Правая нога стремительно отбивает ритм, практически замещая ударные, а воздух вокруг исполнителя почти зримо вибрирует. И зрители, уносимые этой вибрацией в заоблачные выси, возвращаясь на землю, устаивают овацию после каждой композиции. Не случайно друзья дали ему прозвище «СуперЖилин».
«Сергей Сергеич дорогой».
Его знают все, кто хоть раз видел «Голос» и другие музыкальные мегапроекты на Первом канале и на канале «Россия». Дирижер, пианист, создатель замечательного «Фонограф-Джаз-Бэнд» известен всей стране под кодовым именем «Сергей Сергеевич». Так уважительно по имени-отчеству к нему обращаются то участники шоу, то ведущий, то члены строгого жюри. «Я - Сергей», - пытался протестовать вначале зарождения этой традиции Жилин, но было уже поздно.
- Это просто шутка. Главный режиссер Первого канала Андрей Болтенко, когда снимали первые выпуски программы «Две звезды», как-то обратился ко мне по громкой связи по имени-отчеству. Я отозвался, вот с той поры и пошло - «Сергей Сергеич, Сергей Сергеич…» , - поясняет Жилин. - Теперь от этого уже не избавится. Недавно был на 5 канале, так они меня встретили кадром из фильма «Жестокий романс», где цыгане поют: «К нам приехал, к нам приехал, Сергей Сергеич дорогой…»
Об этом и многом другом нам удалось поговорить с Сергеем Жилиным во время антракта.
«Я был академистом».
Он вышел из гримерной - серьезный и, даже, скорее, строгий, сразу заполнив собой закулисное пространство , почти упираясь головой в потолок. Его рост - 196 см.
- Вы отбиваете ритм ногой, почти танцуете стэп…
- Не специально, просто у вас на сцене пол гулкий, - возражает музыкант. - Но это мне необходимо, чтобы постоянно ощущать пульсацию ритма.
- Классические пианисты так не делают?
- У них нет такого отношения к ритму, которое необходимо джазовому музыканту.
Джазовый пианист, действительно, разительно отличается от пианиста, исполняющего классический репертуар. Он живет в джазовом ритме, как рыба в воде - не покоряясь ритму, не покоряя его, а отдаваясь музыке каждой клеточкой тела. Но и академическое исполнение подвластно Жилину.
- Я же был раньше академистом, да и сейчас нередко включаю в свои программы классику, - продолжает он. - Я начал заниматься музыкой с трех лет, у меня бабушка была пианисткой, она учила меня.
Но в детстве Сергей Сергеевич занимался не только музыкой: как все мальчишки, увлекался хоккеем, футболом, баскетболом, лыжами, велосипедом. Достаточно большую часть его жизни занимал авиамоделизм.
- Я учился в школе при консерватории, - вспоминает Жилин. - Но оттуда меня отчислили за недобросовестность. Я бы единственным учеником, которого не перевели в девятый класс . Но многие из моих одноклассников, которые окончили эту школу, окончили консерваторию, музыкой не занимаются. А я стал музыкантом. Несмотря на то, что ситуация в то время сложилась так, что мне пришлось получить техническое образование, с музыкой я не порывал - играл в инструментальных ансамблях, поступил в джазовую студию, где занимался по вечерам. Там-то все и началось. Так что путь в высшую профессиональную лигу был достаточно сложным. Мои родители к этой сфере не имели никакого отношения, бабушка была музыкантом, но у нее не было никаких знакомств среди продюсеров, музыкантов, директоров. Поэтому мы просто работали эти тридцать лет, старались делать все для того, чтобы произошло то, что произошло - многие известные исполнители рады с нами сотрудничать, как и мы с ними. Нашему коллективу в этом году исполняется 31 год, и за все эти три с лишним десятка лет мы никогда не были ни чьими - ни муниципальными, ни федеральными, ни пользовались ничьей меценатской поддержкой. Все эти годы существовали только потому, что нам этого хотелось.
О «Голосе».
И все-таки широкую известность в стране Сергею Жилину принесла программа «Голос». Вот уже третий сезон именно его оркестр осуществляет музыкальное сопровождение программы, которая собирает каждую пятницу многомиллионную аудиторию.
- Работать в этом проекте очень непросто, - говорит Сергей Сергеевич. - 145 исполнителей, 91 песня. Допустимые повторы композиций - максимум до трех раз. Мы подготовили за очень короткий срок 91 песню.
- А встречаются такие композиции, которые вам совсем не по душе, не хочется играть.
- Бывает, но это не имеет значения, мы - профессионалы. Песня может не нравится сначала, иногда просто от усталости, но потом, когда ее «раскатываешь» - получается очень даже ничего. Вот так было с выходной арией Мистера Икс из оперетты Кальмана. Мы играли малым составом, а как заменить синтезаторами струнные? Но пришлось играть, и ничего, сыграли…
- Сейчас с вами выступает одна из участниц программы «Голос» Марианна Савон, вы ее заметили на отборочных турах…
- После того, как перед нами прошли 90 человек, я уже не мог улыбаться, и вдруг заходит эта девушка, веселая, непосредственная, улыбчивая. Песня ее как-то затерялась, и пока ждали, стали импровизировать, она подхватила вместе с нами - и сразу нас поразила. Марианна прошла все начальные этапы, снялась в первых эфирах. А потом я ей сделал предложение уйти из шоу и работать в «Фонографе».
- В этом сезоне кто-нибудь из исполнителей зацепил вас?
- Пока нет…
Газета «Голос Череповца», ноябрь 2014