«Восторг, Овации, Эмоции» - интервью с Сергеем Жилиным
Каждый концерт знаменитого пианиста, композитора, дирижера, заслуженного артиста Российской Федерации Сергея Жилина - событие, которое неизменно собирает множество поклонников джаза. Возглавляемые им музыкальные коллективы, объединенные общим названием «Фонограф», гастролируют по всей России и за рубежом, и везде это триумф, аншлаг и масса благодарных откликов. Творческие маршруты Сергея Жилина пролегли по разным странам и континентам, оставляя свой незабываемый звездный след. Даже те, кто раньше прохладно относился к джазу, побывав хотя бы раз на его необыкновенном концерте, непременно приходят снова и снова. Выступления Сергея Жилина - это целые джазовые спектакли на всевозможные темы с самыми разными художественными оттенками, с великолепной режиссурой и гениальной импровизацией. Журнал International Residence обратился к Сергею Жилину с просьбой раскрыть некоторые аспекты его творческой жизни.
- Люди вашего поколения, попадая первый раз за границу, испытывали настоящий шок. С вами это случилось?
- Конечно. Первая моя поездка была в Израиль - в составе группы Валентина Юдашкина. Организаторы гастролей решили усилить показ мод звучанием живого оркестра - нашим «Фонографом», тогда это был диксиленд. 1987 г. - мы летели через Варшаву, переночевали в мотеле, прибыли в Тель-Авив, но сама коллекция платьев улетела из Варшавы в Лондон. На следующий день - показ. А показывать нечего. Первое выступление, люди пришли смотреть коллекцию Юдашкина. Местный продюсер, хитрый такой дядя, говорит нам: «Играйте». Мы играем то, что приготовили, джаз: традиционный и современный. А показа модной одежды все нет. Публика подходит, интересуется: «Когда будет коллекция Юдашкина, где платья?». Продюсер время от времени куда-то убегает, а зрители нам говорят: «Тогда уж из Пугачевой что-нибудь изобразите…». И это было лучшее, что заказывали! Но из Пугачевой мы тогда «изобразить» ничего не могли.
- И чем все закончилось?
- Через несколько дней из Лондона вернулись платья, все вошло в норму - показ коллекции чередовался с музыкой. В конце концов местный продюсер нас обманул, мы остались без денег и без крыши над головой. Но хорошие люди помогли, и мы возвратились в Москву.
- Однако ведь был и первый позитивный опыт за границей?
- В самом начале 90-х в составе Президентского оркестра (им руководил тогда Павел Овсянников) я гастролировал несколько недель в США в штате Вирджиния. И это было очень интересно и познавательно. Конечно, нас возили по специальным местам - все-таки Президентский оркестр! И я ни разу не наблюдал никакого беспорядка, никакого мусора! Может быть, только очень ранним утром в Нью-Йорке, когда по улице летали обрывки газет. А вообще было ощущение, что дороги чистили зубочистками. Было стыдно бросить под ноги сигарету - я тогда курил. И все американцы, кто с нами контактировал, общались крайне любезно! И принимали отлично…
- А что играли? Джаз?
Нет, первое отделение было классическим, второе - эстрадным. Хотя я сейчас понимаю - «классика» явно недотягивала до Валерия Гергиева, а «эстрада» - до оркестра Олега Лундстрема. Но играли как могли. Были контакты и с местными музыкантами, удалось с ними помузицировать. Поэтому впечатления от Америки тогда остались только положительные. Казалось, что все люди хорошие и масштабы всего - грандиозные. И я тогда смотрел на Америку, буквально открыв рот. Был концерт в Кеннеди-центре, я там перепробовал все рояли, «Стейнвеи» - штук восемь. И это тоже было мое «открытие Нового Света». Позже многое в Америке я для себя пересмотрел: и все эти улыбки уже не кажутся сейчас такими искренними, и люди там встречаются разные. И менталитет другой - настоящего душевного отношения людей друг к другу я там сейчас не вижу. Это не плохо и не хорошо - это данность.
- Но вы приезжали в Америку и на большой джазовый фестиваль - уже с «Фонограф-квартетом»?
- Это была самая интересная поездка. На одном из концертов мы выступали сразу после великого пианиста Дэйва Брубека, потом был джем-сейшен с Джеймсом Картером - замечательным виртуозом-саксофонистом. За неделю дали в Америке пять концертов - колоссальный опыт!
- За многолетнюю историю «Фонографа» у вас было много гастролей по всему свету. А какие города понравились больше всего?
- Торонто и Баку. В Баку мы были до Евровидения, город еще не выглядел таким современным, но старый Баку - это потрясающее место! А в Торонто мне было просто очень хорошо, уютно и спокойно.
- А в каких городах и странах вы еще не были?
- В Англии. Лондон хотелось бы посмотреть. Можно было бы еще в Австралию поехать.
- А какая страна, на ваш взгляд, самая музыкальная?
- Мне кажется, Грузия.
- За границей вы ходите на концерты - кроме тех, в которых выступает «Фонограф»?
- Да, например, когда приезжаю в Мюнхен, обязательно захожу в три главных джазовых клуба. Совсем недавно побывал на концерте Майка Стерна - замечательного гитариста. Отличный был концерт. И пиво в Мюнхене, как известно, хорошее.
- А чисто туристические достопримечательности вас интересуют?
- Разумеется. Например, из последних мест - это изумительный замок Нойшванштайн в Баварии. Еще ездили в Альпы, где граничат Германия и Австрия. Но это - в отпуске. А если я приезжаю за границу работать, то никуда не хожу. Для меня главное - отдохнуть перед концертом. Особенно в туре.
- В свое время вы выступали на самом известном джазовом фестивале в мире - в швейцарском Монтре. Какие остались впечатления от джазовой Мекки?
- Какая там Мекка? Это просто фестиваль популярной музыки, где джаз занимает довольно скромное место. А играют и поют все кому не лень! И еще это отлично разыгранная туристическая история. Я бы с удовольствием приехал в Монтре, когда нет этих безумных толп туристов - «любителей музыки». Но мы там были тогда, что называется, «в теме»: пять или шесть концертов на джазовых площадках, два джем-сейшена. И еще - нас поселили в очень хорошем отеле с видом на озеро, но за это я должен был два вечера играть внизу, в холле гостиницы. И я это делал с удовольствием! Кстати, некоторые люди приходили и из других отелей послушать нашу вечернюю музыку.
- А какие из международных джазовых фестивалей вы считаете наиболее интересными?
- Иногда думают, что все зарубежные фестивали - это что-то особенное. Но многое зависит от того, насколько удалось само ваше выступление. И от публики. И если ты - настоящий артист, то публика везде будет твоей! Кстати, я никогда не думал, что, например, в Новокузнецке окажется такой замечательный джаз-клуб. Я его назвал «джаз-дворцом». Там проводится много концертов - и наших, и зарубежных артистов, при клубе работает несколько местных коллективов. Идет настоящая джазовая жизнь!
- Где бы хотели жить, если не в Москве?
- Думаю, что нигде. Только в Москве. Одно время Сочи был любимым местом. Сейчас - только Москва!
- А если обзавестись загородной недвижимостью?
- Я мечтаю о том, чтобы у меня был небольшой загородный дом. Не деревянный. Пока не знаю, где: в другом городе или под Москвой. А сейчас я заканчиваю свое квартирное обустройство в Москве. И это требует серьезных усилий!
- Вы доверяете в плане инвестиций или ведения бизнеса профессионалам? Или стараетесь все сделать самостоятельно?
- Говорят, для того чтобы заработать - нужно работать. Чтобы разбогатеть - нужно что-то еще. На «что-то еще» у меня времени не хватает. Если у меня иногда скапливается небольшая сумма, смешно ее куда-то инвестировать. И я обычно инвестирую все, что у меня есть, в дело, которым занимаюсь! В «Фонограф». Сам себе инвестор. Сейчас, например, нужно новое оборудование для нашей звукозаписывающей студии. За 31 год, который существует «Фонограф», у нас никогда не было ни государственной, ни городской поддержки!
- Это фантастика! Сергей Жилин - министерство культуры и мэрия в одном лице!
- Получается, да. Но когда проводятся ответственные встречи, в том числе на высшем уровне, нас зовут. И G8, и G20. И президентские приемы. Я не хочу сказать, что мы какие-то особенные. Однако, возможно, есть в нашей работе моменты творческие и организационные, которые привлекают очень серьезных работодателей. Но постоянной поддержки нет!
- Где берется энергия для того, чтобы все это делать?
- Основной источник - живые концерты. И когда что-то удается творчески: подготовить новую программу, сделать удачную запись в студии или поднять большой телевизионный проект - тоже случается положительный энергетический эффект.
- Но как быть с ежедневной подпиткой?
- Это сложно. Часто приходится себя заставлять. Это полная ерунда, что творческие люди нуждаются в каком-то особом вдохновении для того, чтобы поймать свою птицу счастья. Просто надо приходить и работать. Иной раз стараешься, стараешься, ничего не выходит. Потом, глядишь, что-то вырисовывается. И вот - получилось. Не так быстро, как порой хочется. Но - получилось!
- Что посоветуете читателям, которые собираются в путь?
- Все зависит от того, о чем вы мечтаете. И от бюджета, разумеется. Можно хорошо провести время и в туристической палатке, и в комфортабельном отеле. Мне в палатке сейчас жить не хочется. А в детстве хотелось. Но и многого мне не нужно - главное, чтобы не было «общежития». А свободное время я обычно делю пополам: какие-то познавательные маршруты и физические, спортивные упражнения. Но физические нагрузки - это уже часть работы!