Сергей Жилин и его «Фонограф»
Иной судьбы, кроме как стать музыкантом, а конкретно пианистом, у Сергея Жилина, пожалуй, и не было. Его бабушка, скрипачка, преподавала в музыкальной школе. Начиная с трех лет, она делала из маленького Сергея «великого пианиста». Сегодня Заслуженный артист России Сергея Жилин - руководитель и вдохновитель музыкального коллектива «Фонограф», который в этом году отметит свое двадцатипятилетие. С 1995 года Сергей Жилин и его «Фонограф-Джаз-Бэнд», как говорится, не вылазят из-за границы. Их концерты имеют феноменальный успех в Швейцарии, США, Италии, Германии. У Сергея диплом магистра искусств Международной академии наук в Сан-Марино по специальности «пианист, дирижер, аранжировщик, педагог».
Его сегодняшние проекты отличаются поразительным разнообразием, оригинальностью и высокой креативностью: это и соединение русской классической музыки с достижениями современного джазового мэйнстрима в новой программе «Чайковский IN JAZZ. Времена года», и рок-н-ролльное попурри на темы песен из репертуара Элвиса Пресли в программе «Blues Brothers II», и авторские версии джазовых стандартов в программах «Легендарные мелодии ХХ века» и «Посвящение Питерсону». <…>
Сергей, вся Ваша судьба связана с музыкой, с таким серьёзным инструментом, как фортепиано...
- Нет инструментов несерьёзных, бывает несерьёзный подход к делу.
- Занятия музыкой требуют большой усидчивости, а Вас обучали игре на фортепиано с трёх лет. Неужели не хотелось побегать вместе с ребятами на улице,
погонять в футбол?
- Мне нравилось играть на фортепиано. Но и в футбол играть я тоже любил. Был заядлым футболистом. Один случай хорошо помню. Раньше были такие замки двухсторонние, когда с обеих сторон их можно было открывать и закрывать. Мама утром уходила на работу, я оставался с бабушкой. У бабушки были свои ключи от входной двери. И как-то мама ушла, бабушка посадила меня за инструмент, а сама мыла посуду на кухне. Она моет, а я играю. Но план у меня был дерзок. Я заранее выследил, куда бабушка кладет ключи. Играл-играл, а потом взял ключи. Бабуля кричит: ты чего остановился? А я аккуратно в паузах между игрой переодевался в тренировочный костюм. Потом схватил мяч, очень тихо открыл дверь и закрыл ее на ключ. Бабушка осталась в запертой квартире, а я побежал играть в футбол. Она из окна: «Сережа, домой!» Какой домой? До прихода мамы я был король! Когда пришла мама, они, конечно, мне устроили футбол...
- Зато наигрался...
- Какой наигрался?! Футбола мне все время не хватало, я очень любил гонять мяч. И вратарем был, и нападающим Но при этом очень внимательно относился и к музыке. Воспитание было такое, что от меня требовали предельной ответственности даже в самом нежном возрасте. У нас были домашние концерты, на которые собирались бабушкины ученики, их родители. И меня показывали публике. На этих концертах должна была быть полная тишина, не дай Бог кто-то просто кашлянул, я мог обидеться и прекратить играть. Как же? От меня требуют полной самоотдачи и ответственности, так будьте любезны и меня так же ответственно слушать. Со временем такое отношение к зрителям ушло. Когда я попал в реальную жизнь, стало понятно, что далеко не везде, не во всех залах тебя слушают, затаив дыхание. И далеко не всей публике в принципе нужна твоя музыка.
- А любовь к футболу? Ушла со временем?
- К сожалению, сейчас у меня нет времени для футбола. Но занятия физкультурой очень много дают, в том числе творческому человеку. Я по-прежнему люблю активный отдых, игровые виды спорта: футбол, теннис, баскетбол, волейбол. Но при этом
обязательно должна быть цель, соревновательное содержание. Иначе не так интересно.
- Вы довольно молодой, но уже очень известный музыкант. У вас наверняка есть не только поклонники, но и фанаты?
- Как мужчину меня, конечно, прельщает женское внимание. Но больше я ценю восприятие себя как музыканта. Ведь все, что мы, артисты, делаем, это ради наших слушателей и зрителей. И в год 25-летия коллектива я хочу еще раз поблагодарить нашу публику за внимание, которое они оказывают нам вот уже на протяжении четверти века.
Сергей Жилин и его «Фонограф», «Москвичка», № 38, октябрь 2008 г.